Давно хотел рассказать про один уникальный объектив. Но, то времени нет, то вдохновения, то спать охота. А сейчас возьму и расскажу. Итак, внимайте - МС Рубинар 1000/10 Макро.
Начнем с того, что объектив зеркально-линзовый. То есть, в оптической схеме кроме хитровыпуклых линз присутствуют зеркала - свет проходит объектив не напрямую, а отражаясь туды-сюды от внутренних зеркал. Если посмотреть через переднюю линзу, они хорошо заметны, но для любования собой не подходят. Такое устройство объектива позволяет в скромных габаритах корпуса реализовать длиннющее фокусное расстояние. В нашем случае аж 1000мм! А это целый метр, заметьте.
Теперь про скромные габариты:
- длина 21 см;
- диаметр фильтра 116 мм;
- масса 1.9 кг.
Будем откровенны - нифига они не скромные на самом деле. Просто без зеркал объектив мог бы быть гораздо больше по длине и напоминать какую-нибудь оккультную вундервафлю Четвертого Рейха. А так он всего лишь огромный и тяжелый. И в этом есть один неоспоримый плюс - смотрится объектив неимоверно эпично. Нет, не так... ЭПИИИИИЧНО!!!
Но есть и минусы. Первый - при таких габаритах он не становится на цифровые зеркалки со встроенной вспышкой - достоинство тупо упирается в козырек. Выход - использовать макрокольцо, чтобы отодвинуть объектив дальше от тушки без потери бесконечности, благо ход фокусировочного кольца позволяет ее докрутить. На полнокадровых камерах все хорошо. И второй минус - снимать тяжко...
Естественно, обращение с такой массивной дурой требует определенной сноровки и мощных лап. Даже с прокачанной мускулатурой съемка с рук затруднительна. Малейшая шевеленка на таком фокусном расстоянии (напомню - с метр) превращает изображение в кашу с комочками. А малая глубина резкости на пару со здоровенным кольцом фокусировки, лежащим на руке, положение только усугубляют. Механизм диафрагмы тут отсутствует, поэтому ни прикрыть дупло, ни раскрыть не выйдет - апертура всегда десятка. Вспоминаем правило для съемки с рук, чтобы не было смаза: выдержка = 1 / фокусное расстояние. Получаем 1/1000 секунды для полного кадра или в полтора раза короче для кропа. А если руки уже трясутся от нагрузки (в том числе и на печень)? Не тыдыщ ни разу с нашей светосилой. Если звезда по имени Солнце светит в ясном небе, то еще куда ни шло, такая выдержка будет приемлема. В противном случае придется выкручивать ISO и потом утюжить шедевр шумодавом. Ладно, не все так плохо. Можно приноровиться. Или...
Или воззвать к могущественному и крепкому штативу. Взывать к хилому смысла нет - под давлением авторитетной оптики он рискует клюнуть носом и чмокнуть вашей аппаратурой землю. А если не чмокнет, то вибрация от нажатия на спуск будет долго колыхать конструкцию затухающими колебаниями. Но, можно снимать с задержкой секунд 10 или использовать тросик либо ИК пульт. Но и тут мы далеко не уйдем от короткой выдержки - движение в природе все равно остается, и легкий ветерок способен напрочь размазать так бережно пойманный в кадр цветочек... Даже при благоприятных условиях на звенящую резкость надеяться не приходится: с близкого расстояния попасть в фокус сложно из-за малой ГРИП, а на дальних дистанциях начинает работать воздушная перспектива - пыль, дым и капли в воздухе смягчают картинку чем дальше, тем безжалостней. Все еще интересно?
Что ж, закончим со страданиями и посмотрим, нужен ли этот артефакт для чего-нибудь кроме искупления грехов. Кратко - да. Когда (если) кадры получаются, они получаются бомбическими. После портретника так вообще отвал башки. Ощущение, что объектив пронзает пространство и позволяет заглянуть в доселе недосягаемые миры. Да еще боке рисует с бубликами - ням-ням. Не все такое любят, да и фиг с ними. И что прекрасно, хроматические аберрации отсутствуют как таковые - никакого неонового ретро-футуризма! А маркировка МАКРО подразумевает, что минимальная дистанция фокусировки всего 4 метра (а не 10). Поэтому одинаково здорово получается и полная луна, изрытая кратерами, и березовые сережки, купающиеся в лучах заходящего весеннего солнца.
Итак, закономерный вопрос - оно вам надо? Почему бы и нет. С должным терпением и физической силой можно получить действительно уникальные кадры. И не забывайте - всякой оптике нужен уход, даже такой эпичной (чем дальше от кривых грязных рук, тем лучше).